Справочная информация о произведении
Автор | Владимир Галактионович Короленко |
Год написания | 1886 |
Жанр | Повесть |
Основная тема | Преодоление физического недостатка, поиск своего места в жизни, сила искусства |
Количество главных героев | 4 основных персонажа |
Класс изучения | 6-7 класс |
Кратчайшее содержание для читательского дневника
Петр Попельский рождается слепым в богатой семье помещиков. Мальчик растет, познавая мир через звуки, и обнаруживает исключительные музыкальные способности. Благодаря поддержке семьи, дяди Максима и подруги Эвелины, Петр преодолевает отчаяние и находит свое предназначение в музыке. Его талант расцветает, и он становится известным музыкантом, обретая смысл жизни через служение искусству и людям.
Главные герои произведения
Петр Попельский
Главный герой, слепой от рождения мальчик, а затем юноша. Обладает тонким слухом и исключительным музыкальным талантом. Проходит сложный путь от осознания своей неполноценности до принятия себя и нахождения своего места в жизни через музыку.
Максим Яценко
Дядя Петра, бывший солдат, инвалид войны. Суровый и мудрый наставник, который воспитывает племянника в строгости, готовя его к трудностям жизни. Он верит, что Петр должен преодолевать свои ограничения самостоятельно.
Эвелина
Соседская девочка, ровесница Петра, которая становится его верным другом, проводником в мир зрячих и впоследствии его женой. Ее любовь и поддержка помогают Петру поверить в себя.
Анна Михайловна
Мать Петра, которая бесконечно любит сына и чрезмерно его опекает, боясь, что мир причинит ему боль. Ее материнская любовь часто вступает в противоречие с методами воспитания Максима.
Подробное содержание сюжета
Повесть начинается с рождения Петра Попельского в семье богатых помещиков. Мальчик рождается слепым, что становится огромным горем для его матери Анны Михайловны. Она окружает ребенка гиперопекой, пытаясь оградить его от всех опасностей мира. В доме приходят к выводу, что мальчик будет беспомощным инвалидом, но его дядя Максим Яценко, суровый инвалид войны, решает воспитать племянника так, чтобы тот мог самостоятельно справляться с трудностями.
С самого детства Петр начинает познавать мир через звуки. Он обнаруживает исключительные музыкальные способности и тонкий слух. Его другом и проводником становится соседская девочка Эвелина, которая искренне привязывается к мальчику и помогает ему ориентироваться в пространстве. Вместе они растут, и их дружба постепенно перерастает в глубокое чувство.
По мере взросления Петр все острее осознает свою особенность. Он переживает глубокий психологический кризис, понимая, что никогда не увидит красоту мира, лица любимых, цвета. Его охватывает отчаяние и чувство неполноценности. В этот трудный период дядя Максим устраивает для племянника встречу со слепыми нищими-звонарями. Эта встреча производит на Петра огромное впечатление — он понимает, что есть люди, которые, будучи слепыми, не сдаются и находят свое место в жизни.
Петр решает отправиться с группой слепых нищих в паломничество к чудотворной иконе, чтобы на собственном опыте испытать их жизнь. Это путешествие становится для него переломным моментом — он преодолевает эгоизм и самосожаление, понимает страдания других людей и находит внутреннюю силу. Вернувшись домой, он полностью посвящает себя музыке.
Талант Петра расцветает. Он становится известным пианистом, и его музыка трогает сердца слушателей, потому что в ней звучит глубокое понимание жизни и человеческих страданий. Петр женится на Эвелине, у них рождается зрячий сын. В финале повести Петр дает успешный концерт в Киеве, где присутствует его семья и дядя Максим, который с гордостью осознает, что его воспитание помогло племяннику не просто примириться со своей слепотой, а найти свое высокое предназначение в искусстве и служении людям через музыку.